(Костромской и Галичской епархии) находится в г. Макарьев Костромской обл. Основан в 1439 г. прп. Макарием Желтоводским и Унженским. Преподобный, изгнанный из Макариева Желтоводского во имя Святой Троицы монастыря во время нападения на обитель казанского хана Улу-Мухаммеда, поселился на высоком берегу над р. Унжей. Здесь он установил крест и обустроил хижину. Согласно Житию, прп. Макарий скончался в г. Унже 25 июля 1444 г. Перед кончиной завещал похоронить себя в устроенной им пустыни. Но запись в Ермолинской летописи ставит под сомнение точность даты преставления прп. Макария: кн. Дмитрий Георгиевич Шемяка, захвативший Москву в ходе междоусобной борьбы, в 1446 г. созвал Собор епископов, архимандритов и игуменов, в котором участвовал и «муж свят, именем Макарие, игумен Желтоводский» (ПСРЛ. Т. 23. С. 153).
До нач. XVII в. обитель на Унже обычно именовалась Желтоводским мон-рем. В Житии сказано: «И нарекоша ю Макариева новая пустыня Желтоводский монастырь». Только после 1620 г., когда был возрожден Макариев Желтоводский мон-рь в Нижегородском у., слово «Желтоводский» исчезло из названия обители на Унже. Данных о мон-ре в XV в. нет. Одно из немногих известий об обители в XVI в.- упоминание в Житии прп. Макария об исцелении дьяка и военного инженера И. Г. Выродкова, посланного царем Иоанном IV Васильевичем Грозным «на казанские орды воевати». Прибыв в мон-рь, Выродков исцелился, испив воды «с кладезя чудотворца Макария». Это событие явно произошло до взятия Казани, т. е. до 1552 г. Впосл. Выродков делал вклады в М. У. м.: в 1613 г. упоминаются пожертвованные им в обитель церковные сосуды.
С нач. XVII в. мон-рь находился под особым покровительством царской династии Романовых. Вероятно, поздней осенью 1612 г., после снятия осады Московского Кремля, мать и сын Романовы, инокиня Марфа и Михаил Феодорович (впосл. рус. царь), направились в мон-рь, чтобы помолиться у гроба прп. Макария об освобождении главы семьи, митр. Филарета (Романова), пребывавшего в плену у поляков (Херсонский. Летопись. 1888. Вып. 1. С. 8-9).
21 февр. 1613 г. Земский собор в Москве избрал Михаила Феодоровича Романова царем. В кон. 1618 г. было заключено Деулинское перемирие, и удалось договориться об освобождении из польского плена митр. Филарета. 14 июня 1619 г. святитель торжественно въехал в Москву. Через 10 дней церковный Собор избрал его патриархом Московским. 24 авг. 1619 г. царь Михаил Феодорович и инокиня Марфа отправились с благодарственным паломничеством на Унжу. 23 сент. к вечеру они прибыли в Спасскую пуст. на Красной горе (совр. с. Красногорье Макарьевского р-на), в 20 верстах от мон-ря. 26 сент. царь писал патриарху Филарету: «В село Спасское пришли есмя сентября в 23 день, дал Бог, здорово; а из села, государь, из Спасково пойдем к целбоносному гробу великого чюдотворца Макария сентября в 26 день» (Письма рус. государей. 1848. С. 41). Однако в одном из списков Жития прп. Макария говорится, что 1 окт. Михаил Феодорович в Спасской пуст. праздновал Покров Пресв. Богородицы, «не дошед обители чудотворца Макария за двадесять верст». Из Спасской пуст. государь «со всеми своими князи и боляры шел до обители чудотворца Макария пеши» (цит. по: Херсонский. Летопись. 1888. Вып. 1. С. 20-21). Позднее в местах, где царь останавливался для отдыха, т. е. в деревнях Корабаниха, Новосёлки, Ивакино, Григорьевское и Заречье, ставились часовни, существовавшие до нач. XX в. В письме государя патриарху Филарету от 30 сент. сообщается, что они с матерью прибыли в обитель вечером 29 сент. Однако в Житии прп. Макария сказано, что царь Михаил Феодорович пришел в обитель «к вечеру» 2 окт. Согласно письму государя от 30 сент., они с матерью «в обители пребезначалныя Троицы, у целбоносного гроба великого в чюдесех преподобного отца Макария всенощная пения и утрени и литургии и молебна благодарения, по обещанию нашему, сподобил нас Бог совершити» (Письма рус. государей. 1848. С. 46). В Житии сказано, что в М. У. м. «нарече он великий государь царь и великий князь Михаил Федорович преподобного отца Макария великим чудотворцем» (ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Д. 366. Л. 144).
Царь писал патриарху Филарету 30 сент., что «из монастыря... пойдем октября в 1 день» (Письма рус. государей. 1848. С. 46). Однако согласно Житию, царь Михаил Феодорович и его мать выехали из мон-ря только 4 окт. В Житии прп. Макария говорится: «И оттоле уставися во святей сей и чудотворней Лавре Унжестей особый праздник великому чудотворцу преподобному отцу Макарию повселетно октоврия месяца в четвертом числе совершати в память прихождения государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича. Да в том же числе по нем великом государе и панихида поется в монастыре сем» (цит. по: Херсонский. Летопись. 1888. Вып. 1. С. 21).
После 1619 г. М. У. м. неизменно пользовался покровительством династии Романовых. Настоятель игум. Зосима получил право ездить в Москву к царю и к патриарху с образом прп. Макария и «со святыми водами». Эти поездки обыкновенно совершались 2 раза в год. В 1616-1644 гг. царь Михаил Феодорович выдал мон-рю 14 жалованных грамот на имения и угодья, а также предоставил различные льготы. 15 янв. 1626 г. патриарх Филарет передал в дар мон-рю «животворящий крест древомасличный, а на нем резь дванадесять праздников цена пятнадцать рублей, да сорок рублев денег из своей келейные патриарховы казны» (Вознесенский. 1859. С. 12). После 1929 г. местонахождение креста неизвестно.
В 1616 г. в М. У. м. проживало 22 насельника, в 1652 г.- 61 насельник: игумен, 5 иеромонахов, 3 иеродиакона, 42 монаха и 10 т. н. больничных старцев. В 1620 г. в обитель пришел мон. Авраамий, желавший возобновить Макариев Желтоводский мон-рь. Он поклонился «честному и чудотворному гробу» прп. Макария и попросил у игум. Зосимы и братии икону с изображением прп. Макария. Братия «дароваша ему икону» и благословила его возобновить обитель на Жёлтых Водах.
О владениях мон-ря в XV в. сведений нет. В 1579/80 г. жалованной грамотой царя Иоанна Грозного обители был передан бортный лес «с Корякова рубежа по речку по Нозиму» в Унженской (Уженской) осаде Галичского у. В нач. XVII в. посадский человек г. Унжи Фома Крюков, принявший в М. У. м. постриг с именем Феодосий, пожертвовал насельникам пустошь Тимошино на Ветлужской дороге в 40 верстах от мон-ря и двор на посаде в Унже. В 1603/04 г. царь Борис Феодорович Годунов выдал мон-рю жалованную грамоту на рыбную ловлю «в Стреже реке и в Унже от реки Марьинки вверх по речку Ирш, озерко Доман, озеро Свиное, да выше Ирша заводь Темницына». Той же грамотой за обителью закреплялся двор Крюкова в Унже.
7 дек. 1607 г. царь Василий Иоаннович Шуйский пожаловал М. У. м. «ис своих ис черных волостей» в Унженском у. «деревнею Ярцевым Большим, деревнею Ярцевым Меньшим, деревнею Макаровым, починком Гаевым, деревнею Волковым, деревнею Ковровым, деревнею, что был починок Уколов, в монастырь к Живоначальной Троице и к чюдотворцу Макарью со всеми угодьи» (Гневушев. 1914. С. 23). Все эти поселения находились вблизи от мон-ря: Ярцево - в неск. верстах на север; Коврово, Гаево, Уколово - ныне в черте г. Макарьева; Волково - в южной части Макарьевского р-на. В 1613 г. в этих деревнях проживало 15 крестьян и 8 бобылей (т. е. безземельных). В 1625 г. в дер. Коврово из мон-ря был перенесен старый деревянный храм во имя святых Флора и Лавра, и Коврово стало называться селом. 24 февр. 1616 г. царь пожаловал мон-рю в вотчину починки Тимошин, Карьков и Окатиха «со всеми угодьями». В 1620 г. в починке Тимошин (за Унжей, в 40 верстах от обители) был возведен храм в честь Вознесения Господня, Тимошино стало считаться селом.
28 февр. 1620 г. царь Михаил Феодорович пожаловал обители Спасскую пуст. на Красной горе «со всеми угодьями, оной принадлежавшими»: с 6 починками (Великуша, Марковица, Стрелица и др.), 3 займищами (Рудаково, Галахтионка Говырина, Алексеево), 3 пожнями (Букино, Заречная, Отхожая) и пустошью Хмелевской. 29 окт. 1621 г. царь передал мон-рю 15 пустошей при починках Тимошин, Карьков и Окатиха «по пяти верст на все четыре стороны». 29 авг. 1623 г. царь Михаил Феодорович и патриарх Филарет пожаловали мон-рю в вотчину «из Коряковского оброчного бортного лесу» под пашню и сенные покосы 200 четвертей, «что за ними же на оброке». В писцовой книге 1628 г. отмечено, что «к тому монастырю вотчина - сельцо, что была деревня Коврово на реке Унже, а в ней храм во имя Флора и Лавра и к церкви двор попа Якова Тихонова, да в селе ж двор монастырский, четыре двора служебниковых двор Мишки Иевлева, двор Ульянки Иванова, двор Якунки Савина, двор Боженки Шишкина, да слободка под монастырем, а в ней крестьян двор Федька Дементьев, двор бобыля Фролка Тимофеев, да за монастырем деревня Ярцево, починок Гаево, деревня Волково, починок Горлищев (Белошеина тож), того ж монастыря вотчина отхожее село Тимошино, починок Акатиха, да к селу на все четыре стороны бортные ухожья»; упомянута и приписная Спасская пуст. с Преображенской ц. и 3 кельями (Белоруков. 2000. С. 178).
В кон. 50-х гг. XVII в. обитель расширила свои владения далеко на восток. В 1644 г. монастырские старцы Тихон, Паисий, Косма и Пафнутий поселились за р. Ветлугой, в пустоши Ченебечихе на р. Какше (Б. Какше) Ветлужской вол. Галичского у. В 1654 г. они обратились к царю Алексею Михайловичу с челобитной, в к-рой просили пожаловать им пустошь Ченебечиху и ряд др. пустошей и просили «велеть им дать царскую грамоту… на пустоши Ченебечихе воздвигнуть церковь во имя Воздвижения честнаго креста Господня и Алексия, человека Божия». Получив грамоту, строитель Тихон, возглавивший Воздвиженскую пуст. Ветлужской вол., возвел здесь храм. В 1658 г. в челобитной к царю он «просил пожаловать велеть тое пустыню приписать к монастырю Макария Унежского чудотворца». Грамотой царя Алексея Михайловича от 28 февр. 1659 г. Воздвиженская пуст. с принадлежавшими ей слободкой, починками Холкиным, Хмелевицким, Паниным и большим количеством пустошей была приписана к мон-рю.
В 1652 г. в вотчинах М. У. м. было 90 селений, в к-рых насчитывалось 399 крестьянских дворов. В 1678 г. обители принадлежало 469 крестьянских дворов. С нач. XVII в. мон-рь имел подворье в Унже, с нач. 20-х гг. XVII в.- подворье в Москве. К 1676 г. в Юрьевце находилось «подворье Макарьевского монастыря, что на Унже» (Писцовая и межевая книги. 1912. С. 63).
Отряды Разина дошли до вост. волостей Галичского у. В Приунженском крае появился отряд казаков во главе с атаманом Ильей (Илюшкой) Пономарёвым. Благодаря донесениям из вотчин настоятель игум. Никита имел возможность следить за перемещением отряда Пономарёва и своевременно извещать воевод в Галиче и Юрьевце. В кон. 1670 г. отряд Пономарёва, включавший 400 конников и 300 пеших, двинулся от р. Ветлуги к р. Унже и дошел до с. Тимошина. В Житии прп. Макария сказано, что разинцы увидели «пламы огненныя страшныя, иже и путь препяша... показася бо им лес тамо весь, чрез егоже достояше идти, горяше зельне», испугались идти на мон-рь и повернули на г. Унжу. 3 дек. 1670 г. разинцы вступили в г. Унжу. Однако уже 5 дек. отряд царского воеводы В. С. Нарбекова подошел к городу. Узнав о приближении правительственных войск, Пономарёв покинул Унжу. Воевода Нарбеков преследовал его, и 13 дек. в сражении близ р. Шанги (левый приток Ветлуги) разинцы потерпели поражение. Бежавший Пономарёв был схвачен и повешен в г. Тотьме. Из-за того что «в Галитчком уезде в черных людях речь такая пронеслась, бутто не вор Илюшка повешен», в кон. декабря тело атамана привезли из Тотьмы в Галич и вновь повесили на Торговой площади.
23 авг. 1671 г. царь Алексей Михайлович особой грамотой на имя галичского воеводы С. М. Нестерова в монастырских вотчинах с «крестьянских и бобыльских дворов с трех сот сорока осьми дворов за даточного конного на 179 [1671 г.] год по полтине да ратным людям на жалованье по две гривне с двора править не велел». Этой грамотой была отмечена «служба» игум. Никиты, «что он, игумен, про приход воровских казаков Илюшки с товарищи к воеводам ведомость чинил и к воровству ни к какому не пристали, и того ради их радения теми деньгами великий государь их жаловал на церковное строение в свое царское богомолие в дом чудотворцу Макарию» (Херсонский. 1890. Вып. 1. С. 1-2).
К 1613 г. на территории обители находились деревянные шатровые церкви во имя прп. Макария Унженского и Желтоводского (летняя) и Св. Троицы с приделом святых Флора и Лавра (зимняя); шатровая «осьмистенная» колокольня с 7 колоколами. В писцовой книге 1628 г. упоминаются также надвратная Никольская ц. и трапезная при Троицкой ц. Мощи прп. Макария пребывали под спудом в Макариевской ц. (Белоруков. 2000. С. 178-179).
Во 2-й пол. XVII в. благодаря покровительству династии Романовых в М. У. м. начали строить каменные здания. В 1664-1670 гг. возвели летний 5-главый 3-апсидный собор Св. Троицы. В 1670-1674 гг. над местом погребения прп. Макария поставили зимнюю 5-главую Макариевскую ц. В 1677-1680 гг. построили трапезную палату с одноглавой Благовещенской ц. и высокую шатровую колокольню, в 1682-1685 гг.- одноглавую надвратную Никольскую ц. Причем главы Троицкой и Макариевской церквей были покрыты зеленой муравленой черепицей. В 1687 г. был выстроен 2-этажный братский корпус.
Главная святыня, гробница прп. Макария в Макариевской ц., по описанию 1701 г. выглядела так: «За правым столбом гробница пр. о. Макария оболочена камкою цветною ветха, круг гробницы решетка медная, на гробнице образ пр. о. Макария писан разными красками, на чудотворце венец гладкой серебряной вызолочен, в венце 3 камени, на полях и в средине оклад серебряный басемны вызолочен, у привеси у чудотворца 9 крестов, копейка золотая да серебряная, 2 жиковины сребряные вызолочены с подписью, на гробе чудотворца покров тафта зелена, опушка рудожелтая, крест кружево сребряное с золотом, подложен киндяком лазоревым» (Мат-лы для истории Костромской епархии. 1900. С. 137). Медная решетка, окружавшая гробницу, была отлита на средства, пожертвованные царем Алексеем Михайловичем.
В «Сказании об обретении мощей Макария Желтоводского и Унженского» (Ерофеев. 1997. С. 14-19; Седов. 2006. С. 272-273), созданном в М. У. м. современником описываемых событий, рассказывается, что в июле 1670 г. в связи со строительством Макариевского храма в подножии раки преподобного нашли останки некоего монаха. Решив, что это один из ближайших учеников прп. Макария, 12 окт. того же года игум. Никита приказал их захоронить (РНБ. ОЛДП. F. 21. Л. 195). Но когда стали копать яму, обрели мощи основателя мон-ря: «Многим нетлением от Бога почтени, и кости в составех тверди и нерушимы, власи главнии и брада седы, видом же всем таков, якоже и на иконах пишется. Одежда же иноческая на мощех, яже есть схима и мантиа, и прочее весма целы и крепки и опеленание нетленно» (Там же. Л. 195 об.- 196). Игум. Никита с насельниками положил мощи в новый гроб и поставил его в гробнице, но не сообщил об этом событии ни царю Алексею Михайловичу, ни патриарху Московскому и всея Руси Иоасафу II.
В 1675 г. мон. Иосиф Свияжанин (т. е. уроженец Свияжска) бежал из М. У. м. в Москву, будучи перед этим наказанным игум. Никитой. В столице он подал патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму жалобу на игумена, в к-рой поведал, что настоятель выдает за мощи прп. Макария останки неизвестного монаха. Частицей этих мощей во время своих визитов в Москву игум. Никита освящал воду, к-рую подносил царю и патриарху. Царь Алексей Михайлович приказал расследовать дело, была учреждена комиссия во главе с бывш. Тобольским и Сибирским архиеп. Симеоном, в к-рую входили желтоводский архим. Тихон Макариевский и бывш. желтоводский игум. Варлаам. 28 февр. 1675 г. комиссия прибыла на Унжу. Игум. Никита был сослан в Желтоводский мон-рь «в чин новоначальных послушников». По результатам работы комиссии архиеп. Симеон написал патриарху, что игум. Никита с братией нашли «кости монашеския». Патриарх дал распоряжение закопать мощи под гробницей преподобного. Архиепископ дождался патриаршей грамоты и лично проследил за погребением останков, «со многим безславием, яко простаго мертвеца, постави в земли и землею засыпа» (Там же. Л. 204). При этом архиерей отделил от мощей частицу и, прибыв в Желтоводский мон-рь, отдал ее архим. Тихону, к-рый спрятал святыню в некоем укромном месте монастырского собора. Вскоре архим. Тихон ушел из Желтоводского мон-ря в «Поморския страны, и в тамошних пустынях же и монастырех нача скитатися, яко един от странных монахов» (Там же. Л. 207).
Через некоторое время архиеп. Симеон поведал патриарху о содеянном с мощами. В «Сказании...» этот поступок объясняется тяжелой болезнью архиерея и муками совести. Чтобы вернуть к мощам отделенную частицу, следовало найти архим. Тихона. «Сказание...» свидетельствует, что патриарх «повеле послати во многия монастыри и пустыни грамматы и указы ко архимандритом и игуменом, и к строителем, повелевая им, аще в которой пустыни или монастыре желтоводский архимандрит Тихон пребывает, вскоре прислати его к Москве» (Там же. Л. 208 об.- 209). Игум. Тихон, доставленный к патриарху, привез в Москву и утаенную частицу мощей. По инициативе патриарха ее принесли царю Феодору Алексеевичу. Затем архим. Тихону поручили отвезти частицу мощей в М. У. м. и вложить ее в гроб св. Макария. 17 марта 1677 г. архим. Тихон прибыл в обитель, причем не один, а «взем с собою некия честныя мужи, иеромонахи же и иеродиаконы, и монахи» (Там же. Л. 210), т. е. во главе многочисленной делегации.
В архиве Оружейной палаты в столбце 1677 г. обнаружена запись о материалах для «починки к Макарию Желтоводскому, что присланы сверху, кистей». Видимо, в М. У. м. проводились какие-то ремонтные работы. Возможно, внимание к М. У. м. связано с деятельностью царского духовника Илариона, постриженика этой обители (Седов. 2006. С. 273).
В 1675-1682 гг. М. У. м. возглавлял игум. св. Митрофан (впосл. епископ Воронежский). При нем в 1677-1680 гг. был построен и 23 июля 1680 г. освящен холодный 2-этажный Благовещенский храм. До нач. XX в. на сев.-вост. стороне его алтаря находилась каменная плита с надписью: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго ея Благовещения свещена бысть церковь в лето 7188 (1680) июля в 23 д. при благоверном царе и великом князе Феодоре Алексеевиче всея Росии и при патриархе Иакиме Московском и всея Росии построися церковь при игумене Митрофане з братиею». Боярин и дворецкий Б. М. Хитрово (1615-1680), почитавший настоятеля игум. Митрофана, сделал в мон-рь неск. ценных вкладов. К нач. XX в. в обители хранилась икона прп. Макария в сребропозлащенной ризе, надпись на к-рой гласила: «7187 (1679) года февраля в 1 д. сей святый образ по обещанию своему устроил во обитель преподобного отца Макария Унежского чудотворца боярин дворецкий и оружничей Богдан зовомый Иов Хитрово и жена ево боярыня Марина по своих родителех» (цит. по: Херсонский. Летопись. 1888. Вып. 1. С. 107). 25 февр. 1679 г. Хитрово пожертвовал напрестольное Евангелие (М., 1677), украшенное сребропозлащенными чеканными изображениями Спасителя и евангелистов. В 1682 г. игум. Митрофан был назначен 1-м епископом Воронежским.
В 1735 г. при больничных палатах М. У. м. была устроена одноглавая ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. В 1755-1764 гг. монастырь был окружен каменными стенами с 4 восьмигранными башнями. К 1764 г. в вотчине обители состояли: в Понизовской вол. Унженского у.- Макарьевская подмонастырская слобода с с. Ковровым и 9 деревнями (Гаево, В. Ярцево, Н. Ярцево, Филино, Уколово, Белошеино, Киселиха, Полома и Заречье), с. Спасское с 23 деревнями, с. Тимошино и близ него с. Нестерово с деревней; в Усть-Нейской вол.- с. Андреевское на Суходоле с 23 деревнями; в Ветлужской вол.- с. Новоуспенское (Холкино) с 13 деревнями, с. Хмелевицкое на р. Какше с 4 деревнями. В этих селах и деревнях по ревизии 1744 г. всего значилось 3858 чел. (318 служителей, 112 приписных церковников, 3428 крестьян).
В 1764 г. все владения М. У. м. подверглись изъятию, а обитель получила статус 3-го класса. В мон-рь были переведены насельники упраздненных обителей (3 иеромонаха из Великой пуст., 3 монаха из Варнавиной пуст. во главе со строителем иером. Симеоном, строитель Кажировой пуст. иером. Антоний и др.). В 1778 г. при создании Костромского наместничества был образован Макарьевский у., центром которого стал г. Макарьев (на основе Макарьевской подмонастырской слободы, существовавшей близ мон-ря, вероятно, уже с XV в.). В 1796 г. г. Макарьев стал центром Макарьевского у. Костромской губ.
В 1714-1727, 1728-1741 гг. игуменом М. У. м. был Леонтий (Павлов), уроженец Юрьевца. В 1728 г. из Юрьевца в мон-рь перенесли почитаемую Феодоровскую икону Божией Матери. Вскоре было составлено «Сказание о перенесении иконы». Инициатором перенесения святыни в «Сказании...» назван игум. Леонтий (Марелло. 2004). Исследователи полагают, что он являлся и автором «Сказания...». В 2 списках 30-х гг. XVIII в. известно т. н. Костромское житие вел. кн. Юрия (Георгия) Всеволодовича, наиболее вероятным автором к-рого также является унженский игум. Леонтий (РГБ. Ф. 218. Собр. 768. Л. 10 об.- 43; Саратовский гос. ун-т. 1413. Л. 201 об.- 203).\tab
15 мая 1837 г. мон-рь посетил наследник престола Александр Николаевич (впосл. имп. Александр II), совершавший поездку по стране.
21-31 дек. 1853 г. в ответ на прошение (25 янв. 1853) жителей г. Макарьева мон-рь был возведен Синодом в 1-й класс с управлением архимандритами. 30 янв. 1854 г. это определение утвердил имп. Николай I. В 1867 г. в М. У. м. проживало 24 насельника (настоятель, 7 монашествующих, 16 послушников), в 1891 г.- 21 насельник (настоятель, 6 иеромонахов, 1 иеродиакон, 1 рясофорный послушник и 12 лиц «на испытании»). В 1868 г. мон-рь владел более 165 дес. пахотной и сенокосной земли, ок. 50 дес. леса, 2 мельницами и 2 небольшими рыбными ловлями на Унже. К кон. XIX в. мон-рю принадлежало 1269 дес. земли в Макарьевском, Юрьевецком и Ветлужском уездах (в т. ч. пахотной - 35 дес., луговой - 64, лесной - 1056 дес.).
В мае 1888 г. мон-рь посетил художник В. В. Верещагин. Он отобрал 26 предметов для Ростовского музея церковных древностей, в т. ч. 17 икон и 3 картины на холстах XVIII в. Среди отобранных святынь были иконы прп. Алексия, человека Божия, и вмч. Феодора Стратилата (покровителей царя Алексея Михайловича и царевича Феодора Алексеевича), поступившие в мон-рь между 1666 и 1675 гг.
В 1901 г. в М. У. м. проживало 23 насельника: 8 монашествующих (в т. ч. архимандрит, игумен и 3 иеромонаха) и 15 послушников, в 1909 г.- 22 насельника, в т. ч. 10 монашествующих. 19-20 мая 1913 г. настоятель архим. Иов (Харламов) участвовал в Костроме в торжествах в честь 300-летия Дома Романовых. 19 мая в Троицком соборе Ипатиевского во имя Святой Троицы мужского монастыря он преподнес имп. св. Николаю II Александровичу икону прп. Макария.
Во время первой мировой войны, согласно постановлению съезда настоятелей и настоятельниц обителей Костромской епархии от 10 сент. 1915 г., М. У. м. должен был открыть лазарет для раненых на 12 коек. Под лазарет отвели помещения в монастырской гостинице, находившейся вне ограды. 21 июля 1916 г. в лазарет прибыла на пароходе по Унже 1-я группа из 12 раненых. Лазарет содержался за счет обители. За ранеными ухаживали городской врач В. Г. Шрейдер, фельдшерица и сестра милосердия.
Настоятель мон-ря архим. Иов (Харламов; 1837-1915) ок. 30 лет был благочинным мон-рей Костромской епархии. С 1913 г. больной архим. Иов проживал в мон-ре на покое до кончины 4 февр. 1915 г. При большом стечении народа состоялось отпевание и погребение архимандрита в монастырском Троицком соборе. Его преемником стал бывш. настоятель Бабаевского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря игум. (с 1915 - архимандрит) Виссарион (Ильинский; 1850-1922). В 1917 г. он был выбран от Костромской епархии членом Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. На Соборе архим. Виссарион вошел в состав депутатов в Военно-революционный комитет, к-рые должны были призвать большевиков прекратить артиллерийский обстрел Московского Кремля. Утром 2 нояб. депутаты проследовали к бывш. генерал-губернаторскому дому на Тверской ул. Архим. Виссарион нес икону свт. Ермогена, патриарха Московского.
В 1863 г. архим. Платон издал в Москве книгу «Сказание о явлениях и чудесах чудотворной иконы Божией Матери», в к-рой писал, что икона была явлена прп. Макарию во время молитвы 17 сент. 1442 г. Совр. исследователь отмечает, что архим. Платон ссылался на рукописи «монастырской книжницы, но не указывал номеров или конкретных книг. Эти рукописи не встретились его предшественникам в изучении истории монастыря, их не видел и последователь архимандрита Платона - И. К. Херсонский, наиболее добросовестный и глубокий исследователь монастырских документов и книг». В многочисленных списках и редакциях Жития прп. Макария эпизода с явлением иконы святому нет. Житийные иконы, к-рые могли бы сохранить в своей иконографии «детали утраченных редакций, также не содержат клейм с явлением иконы святому» (Тарасенко. 1999. С. 37).
К нач. XX в. в особой палатке Благовещенской ц. хранилось большое собрание рукописных и старопечатных книг. Среди древнейших рукописей в собрании б-ки значится Кормчая книга, пожертвованная в мон-рь в 1572 г. В 1697 г. мон. Леонид пожертвовал в мон-рь рукописное «Житие преподобного Макария и чудеса с летописью о настоятелях и некоторых замечательных событиях в монастыре», в к-ром имелась надпись: «Лета 7205 году апреля в д. построил сию книгу о чудесах чудотворца Макария Желтоводскаго и Унженскаго, яже есть на Унже, по обещанию своему, сия святыя обители монах Леонид» (Херсонский. 1887. С. 7). К важнейшим памятникам собрания относились Житие преподобного Макария (нач. XVIII в.), Житие преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, пожертвованное в обитель в 1624 г., «Житие прп. Аврамия, городецкого чудотворца» (1715) и др. В собрании М. У. м. хранилась книга «Лествица» (нач. XVII в.) с надписью: «Положил сию книгу, глаголемую лествицу с Москвы Богоявленского монастыря что за ветошным рядом черной поп Иона в Галицкий уезд в Ветлужскую волость в новую пустыню на реке Какше в дом всемирному Воздвижению по душе своей и по родителях» (Там же. С. 4). В числе других памятников собрания - книга прп. Ефрема Сирина (пожертвованная в мон-рь в 1614), сб. «Пчела», написанный в мон-ре в 1792 г., книга «Звезда пресветлая» (XVIII в.) и др.
В б-ке М. У. м. хранился синодик рода Хитрово, в 1679 г. пожертвованный боярином Б. М. Хитрово. К 2016 г. в РНБ сохранились 3 синодика из М. У. м., в т. ч. древнейший 1-й пол. XVII в. (РНБ. ОЛДП. Q.852).
К старейшим печатным изданиям б-ки относились книги XVII в., напр. Библия (М., 1663). Из богослужебных книг особое место занимало богато украшенное напрестольное Евангелие, пожертвованное в 1677 г. боярином Хитрово.
Источник прп. Макария, по преданию выкопанный преподобным, пользовался особым почитанием местных жителей и паломников. Он находился вблизи от западной стены обители (Житие прп. Макария Унженского и Желтоводского, список 1738 г. // ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Д. 366. Л. 79). В Житии источник упоминается в рассказе о дьяке И. Выродкове, который, посетив обитель до 1552 г., исцелился от болезни, «пив воды... с кладезя чудотворца Макария». На протяжении столетий над источником сменилось неск. деревянных надкладезных часовен. В 1869 г. над источником вместо обветшавшей деревянной возвели каменную часовню в честь Макариевской иконы Божией Матери.
В 50-60-х гг. XIX в. крестные ходы из М. У. м. с иконой прп. Макария и Макариевской иконой Божией Матери совершались по Макарьевскому, Кологривскому, Ветлужскому и Варнавинскому уездам. В 1890 г. был учрежден крестный ход с иконой прп. Макария из монастыря в г. Унжу. Он начинался 15 июня, и 1 июля его участники возвращались обратно. Первое упоминание о ярмарках у стен М. У. м. содержится в грамоте царя Михаила Феодоровича от 20 сент. 1627 г. В XVIII - нач. XX в. в г. Макарьеве ежегодно устраивали 3 ярмарки: Крещенскую (12-20 янв.), Благовещенскую (17-26 марта) и Ильинскую (14-21 июля). На главный праздник обители - в день прп. Макария (25 июля) - ярмарка не проводилась, т. к. купцы всех ближайших к мон-рю губерний уезжали в это время на главную ярмарку России - Нижегородскую (Макариевскую).
Было образовано в г. Макарьеве в 1791 г. В 1802 г. его перевели в мон-рь, в 2-этажный корпус больничных палат, примыкавших к Успенской ц. (первоначально уч-ще занимало только 1-й этаж, а в 1867 ему отдали и 2-й этаж). По инициативе смотрителя Херсонского 24 сент. 1872 г. на окраине г. Макарьева состоялась закладка 3-этажного здания (1873-1880; архит. Алексеев), в к-рое в 1880 г. было переведено уч-ще. Среди выпускников уч-ща, периода его нахождения в мон-ре,- архиеп. Владимирский и Суздальский Антоний (Павлинский), архиеп. Литовский и Виленский Никандр (Молчанов; † 1910), архиеп. Владимирский и Суздальский Сергий (Спасский) и др. Херсонский (1843-1912), выпускник СПбДА, родной дядя еп. Кинешемского св. Василия (Преображенского), служил смотрителем в 1868-1891 гг. На основании данных из монастырского архива Херсонский написал несколько работ по истории обители. Выйдя в 1891 г. на пенсию, он был рукоположен во иерея и служил настоятелем в ц. во имя свт. Митрофана Воронежского на Митрофаниевском кладбище С.-Петербурга. Прот. Иоанн Херсонский 7 марта 1912 г. был погребен в Митрофаниевской ц.
После того как 15 авг. 1890 г. пожар уничтожил в Кинешме здание ДУ, уч-ще разместилось в 2-этажном корпусе больничных палат. В авг. 1891 г. его перевели в Кинешму.
В нач. 1919 г. М. У. м. был закрыт, жилые помещения отвели под квартиры и различные учреждения. Изгнанная из мон-ря братия поселилась в г. Макарьеве, в окрестных деревнях и слободах. В нач. 1919 г. по инициативе архим. Виссариона при мон-ре была зарегистрирована религ. община. 9 марта учредительное собрание, на к-ром присутствовало 2546 чел., образовало «Общину верующих христиан при Макарьевском монастыре». В совет общины было выбрано 55 чел., в правление - 12 чел. Председателем правления общины был избран М. П. Купреянов.
В 1918 г. в г. Макарьеве было закрыто Макарьевское ДУ. Его смотритель иером. Артемий (Лебедев; Ɨ после 1921) вступил в общину мон-ря. 17 янв. 1921 г. за проповедь, произнесенную в соборе и объявленную контрреволюционной, его арестовали и отправили в Москву. 16 февр. 1921 г. иером. Артемий был осужден на 3 года заключения в концлагере, часть срока отбывал в СЛОНе, дальнейшая его судьба неизвестна. В 1922 г. умер архим. Виссарион. Его преемником и последним настоятелем мон-ря стал архим. Парфений (Архипов; 1863 - после 1929), служивший с 1909 г. казначеем обители.
В 1922 г. Макарьевская уездная комиссия по изъятию церковных ценностей вывезла из храмов мон-ря большое количество серебряных изделий. В 1926 г. была закрыта надвратная Никольская ц., в к-рой оборудовали «клуб физкультуры».
После публикации 8 дек. 1928 г. в уездной газ. «Крестьянский край» ст. «За монастырской стеной» началась массовая антимонастырская кампания. Во всех учреждениях Макарьева и уезда были проведены собрания, принимавшие резолюции с требованиями закрыть обитель. 27 дек. того же года в Макарьеве состоялся расширенный пленум горсовета, на котором с докладом о необходимости закрытия монастыря выступил председатель уездного совета Союза воинствующих безбожников Н. П. Тимофеев. Депутаты и активисты поддержали докладчика и требовали «раскопать» мощи прп. Макария. При голосовании 54 депутата высказались за закрытие монастыря, 1 воздержался и 2 были против этого решения. Пленум горсовета постановил: «Расторгнуть договор с правлением монастырской общины, изъять церковные здания, и общину ликвидировать». Однако верующие обратились с жалобой во ВЦИК, и процесс закрытия был приостановлен.
В кон. марта 1929 г. XV Макарьевский уездный съезд Советов постановил закрыть М. У. м., «основываясь на наличии множества фактов, которые характеризуют монастырь, как очаг разврата и источник антисоветского и антикультурного влияний» (15 уездный съезд Советов // Крестьянский край. 1929. 27 марта). С нач. 1929 г. раздавались призывы вскрыть мощи прп. Макария (Муравьёв С. Разоблачим до конца плутни чернорясников. Покажем истинную подоплеку религии: (К вопросу о вскрытии мощей Макария) // Там же. 12 янв.). В нач. дек. 1929 г. М. У. м. был окончательно закрыт. 12 дек. того же года при огромном стечении народа состоялось вскрытие мощей прп. Макария. В газ. «Северная правда» было напечатано сообщение, что «на глубине 1 метра в земле присутствующие на вскрытии нашли несколько костей и череп» (Вскрытие мощей в Макарьевском монастыре // Северная правда. Кострома, 1929. 13 дек.).
После закрытия мон-ря в Макариевской ц. был устроен склад овса, в Троицкой и Благовещенской церквах - зерносклады. В 30-х гг. в обители разместили Макарьевскую машинно-тракторную станцию (МТС). На нужды МТС были переданы Макариевская и Успенская церкви, а в братском корпусе разместилось общежитие для трактористов. По-видимому, вскоре после закрытия обители исчезли обе деревянные часовни. В 30-х гг. для строительства городской бани была разобрана ограда, уцелели только одна сев.-вост. башня и небольшие участки стены на сев. и вост. пряслах стен.
После закрытия М. У. м. большинство его икон утрачено, в т. ч. и Макариевский образ Божией Матери. Уцелел список иконы кон. XIX в. В советское время он находился в ц. Рождества Христова в г. Макарьеве, после возрождения монастыря был перенесен в обитель. В 1931 г. в Макарьеве была закрыта Ильинская кладбищенская ц., в 1935 г.- Тихвинский (Александро-Невский) собор (т. н. новый собор), в к-ром был устроен районный дом культуры. В 1937 г., после ареста и расстрела настоятеля, прекратились богослужения в ц. в честь Рождества Христова («старом соборе»), официально закрытой в 1940 г. В 1945 г. Христорождественская ц. была возвращена верующим и переосвящена во имя прп. Макария (в сер. 90-х гг. XX в. при возрождении мон-ря храму вернули его первоначальное посвящение - в честь Рождества Христова). В кон. 50-х гг. XX в. Макарьевской МТС предоставили др. место для размещения сельскохозяйственных машин. В 70-х гг. под рук. архитекторов Л. С. Васильева и А. П. Чернова началась реставрация построек мон-ря, были восстановлены бо́льшая часть ограды, юго-вост. башня и арка проездных ворот. В 1972 г. в надвратной Никольской ц. был открыт краеведческий музей.
7 авг. 1990 г., в день памяти прп. Макария, в М. У. м. состоялся возглавляемый еп. Костромским и Галичским Александром (Могилёвым) крестный ход к источнику прп. Макария, во время к-рого была отслужена заупокойная лития по братии.
В нач. июля 1993 г. Костромской епархиальный совет принял решение о возобновлении мон-ря как жен. обители. 16 июля 1993 г. Синод благословил открытие мон-ря, 1-й настоятельницей стала монахиня костромского Богоявленского Анастасиина женского мон-ря Людмила (Охотникова), 7 авг. возведенная в сан игумении. 15 нояб. того же года глава администрации Костромской обл. подписал постановление о передаче Костромской епархии комплекса мон-ря (за исключением Никольской ц., в к-рой находился музей). 7 авг. 1994 г. архиеп. Александр освятил Макариевскую ц.- 1-й возрожденный храм обители. В 1994 г. в мон-рь были перенесены мощи прп. Макария, ранее хранившиеся в ц. Рождества Христова г. Макарьева. В 1997 г. из надвратной Никольской ц. был выведен музей. В ночь на 10 нояб. 2001 г. из-за глубоких трещин рухнула колокольня Благовещенской ц. В ночь на 7 дек. в монастыре вспыхнул пожар, выгорели сестринский и трапезный корпуса.
В 2000 г. в обители было 13 насельниц, в 2015 г.- 6 насельниц. С 25 марта 2004 г. настоятельницей является игум. Вера (Морева). В 2005 г. в монастыре создан детский приют им. свт. Митрофана Воронежского.